В пятнадцати минутах езды на электричке от Твери в сторону Санкт-Петербурга находится станция Тверца, в окрестностях которой по обоим берегам рек Тверцы, Кавы, Шоши располагаются деревни и дачные поселки.

Еще в прошлом веке эти необыкновенно красивые грибные и ягодные места славились как дачные.

Жители сел сажали рожь, ячмень, картофель, лен и горох, а также занимались тепличным про"Холодное лето" автор фото Наталья Парфеновамыслом: выращивали ранние овощи - бобы турецкие, салат, фасоль, огурцы клинские.

Теплицы обогревались печами. Салат, поспевающий к Рождеству, сажали в сентябре; огурцы, поспевающие в январе, сажали в ноябре.

Овощи из теплиц сбывались в продуктовые лавки Петербурга и Москвы через перекупщиков по железной дороге. Однако малоплодородные земли не приносили жителям деревень достаточных средств к существованию, и многие занимались дополнительными промыслами: заготовкой леса, булыжника и песка, уезжали на заработки в Тверь на фабрики Морозова, Берга, Залогина.

Особое место среди деревень, примыкающих к Николаевской железной дороге, занимало село с красивым названием Пречистый Бор. Оно имело в 80-х годах XIX века свою церковно-приходскую школу, которую посещали дети из близлежащих деревень. В этом селе действовала церковь Рождества Богородицы, история которой связана с повестью о тверском Отроче монастыре.

Припомним ее содержание: у тверского князя Ярослава Ярославича был верный и любимый отрок по имени Григорий, который собирая подати в селе Едимонове, остановился у пономаря Афанасия и был поражен красотой его дочери Ксении, воспылал к ней любовью и задумал жениться. Вернувшись в Тверь, он просил у князя разрешения на женитьбу. Но, увидев невесту, князь Ярослав Ярославич решил сам жениться на ней. Между тем отрок Григорий, одержимый великой кручиной, снял с себя княжеское платье, купил крестьянское, переоделся и скрылся неизвестно куда. ... Но прежде чем основать Отроч монастырь, он поселился в местечке под названием Боровое, что на реке Тверце в пятнадцати поприщах от города. Сооружением хижины и часовни наметил будущее основание здесь церкви Рождества Богородицы.

Если отойти от повести, то в материалах Тверской епархии Богородицкий на Бору мужской монастырь в селе Пречистый Бор Тверского уезда в 18 верстах к северо-западу от города Твери упоминается в 1631 году и был приписан к Отрочу монастырю. Во второй половине XVII века монастырь был упразднен, а его главный храм во имя Рождества Богородицы стал приходской церковью села Пречистый Бор и других сел. В 1729 году этот деревянный храм Рождества Богородицы сгорел дотла, жители успели спасти церковную утварь, книги, снять старинные колокола. Загоревали прихожане, но представился случай купить готовый деревянный храм, стоявший на Заволжском Посаде в Твери. В 1735 году по просьбе архимандрита Отроча монастыря посадский человек Алексей Григорьевич Орефьев уступил прихожанам села Пречистый Бор деревянную церковь, которая и была туда перевезена и освящена в 1736 году.

В конце XVIII- начале XIX веков вместо деревянной построили каменную церковь. В 1809 году храм освятили во имя Рождества Богородицы. Он представлял собой характерную для XVIII века композицию, состоявшую из апсиды, собственно храма (восьмерик на четверике), теплой трапезной с двумя приделами, колокольней и папертью. Храм был оштукатурен и окрашен в желтый и белый цвета. Внутри - украшен росписями (которые частично сохранились до сих пор).

В храме было три богато украшенных иконостаса с деревянной золоченой резьбой. В архивных материалах сохранились имена некоторых живописцев. Автором росписей в трапезной начала века является тверской живописец Тихон Ксенофонтович Краснов. Строителями храма этого же периода были жители села Пречистый Бор - Иван Яковлев, Федор Соболев, Алексей Сепелев. Сохранились также имена священников: Сергей Павлович Раевский, Иоанн Михайлович Домашев, Алексей Ионович Поддубский.
В 1858 году Пречисто-Борский приход насчитывал 402 двора, 3033 жителя. В 1886 году - 569 дворов, 4101 жителя.

В 1915 году церковь Рождества Богородицы насчитывала 2400 прихожан из 28 деревень.

В селе Пречистый Бор также была одна сапожная, две овчинные, одно питейное заведение (дававшее 250 рублей в год), одиннадцать дач.
Селяне держали ульи, сеяли лен, ячмень, рожь, картофель. В четырех верстах от станции Тверца Николаевской железной дороги в сторону Петербурга находилась станция Кулицкая, которой пользовались жители 60 сел. Через станцию Кулицкая следовал груз - посуда, хлеб, сено, лес. Так, по данным 1908 года, в сторону Твери и Петербурга через нее проследовало 70000 пассажиров. От этой станции был проведен подъездной путь к торфяному заводу товарищества "Тверская мануфактура".

От станции Тверца в сторону Твери проезжаем мост через реку Тверцу, строительство которого восходит к середине XIX века и связано с именем выдающегося русского инженера и ученого Дмитрия Ивановича Журавского. Именно ему принадлежит проектирование 184 мостов на Санкт-Петербурго - Московской железнодорожной магистрали. Журавский явился создателем новых форм мостов, которые отличались большой прочностью и имели сначала деревянные фермы, позже замененные металлическими.
Сегодня железнодорожная станция Тверца - место оживленное, в ее окрестностях действуют оздоровительные детские лагеря, базы отдыха. И поныне здесь процветает дачный промысел. До недавних пор в семье Петровых, живущих на хуторе близ села Пречистый Бор, поливали огурцы медным ковшом работы мастеров XVII века, что и обнаружили авторы статьи. Сейчас же сей экспонат хранится в железнодорожном музее. Связь времен продолжается.


От храма Рождества Богородицы осталась лишь разоренная центральная часть - восьмерик на четверике, открытая снегам и дождям, со следами фашистских обстрелов, но сохранившая яркие краски фресок. Храм ждет своих воссоздателей.

Светлана Дмитриева, историк
Валерий Стрелин, искусствовед

Данные к 1900 г. (по материалу секретаря Тверской духовной Консистории И. Добровольского и разрешённого к печати цензором протоиреем Г. Дьяченко):

1. церковный капитал – билетами (бумажными денежными документами) 218 руб. 79 коп., наличными 985руб.05 коп.;
2. церковное здание – приходская школа, сторож, амбар (деревянный);
3. земли – 33 десятин (усадебной 3, неудобной 6, под сеном 3);
4. церковные документы – опись 1865 г., метрика 1820 г., исповедные книги (записи покаяний в грехах перед священником) с 1848 г.
5. Причт (церковные служители или певчие) – 2 священника (С.П. Раевский и И.М. Думашев), дьякон (помощник священника при совершении церковной службы) А.И. Подубский, 2 псаломщика (помощники священника при совершении обрядов в виде песнопения Псалтиря) К.Н. Рождественский и А.М. Владимирский. Содержание притча – жалованье 282 руб. 24 коп., процент с капитала в 286 руб. и годовой доход 1002 руб. К пречистоборческому приходу причислена и д. Устье.

Село Бор значится в Переписной книге за 1627-28 гг.

В 1776 году составлен план генерального межевания пустоши Булыгина (бывшая д. Волгино) между селениями: Пречистого Бора, Кустова, Сельца Великого, Олбова и Устья. Межа утверждена в 1791 году. Значится всего удобной и неудобной земли 5250 десятин 464 квадратных сажени.

В 1929 году село Пречистый бор было переименовано в деревню Красный Бор.

По-видимому, название населённого пункта связано с политическими демонстрациями против самодержавия в с. Пречистом Бору в мае 1903 и 1907 гг. 1 мая 1907 (по старому стилю) крестьяне повесили красный флаг с надписью: «Долой самодержавие! Да здравствует Учредительное собрание».

Стражники, обстреляв демонстрантов, заставили их разойтись.

Известно также, что в 1923 году в селе Пречистый Бор Тверской губернии служил обновленческий священник Алексей Озеров.

Хотим отметить также, что в селе Пречистый Бор родился ученый-ботаник Михаил Леонидович Невский (1898 — 1971). Крупнейший исследователь растительности Верхневолжья. В 1927 — 1930 годах руководил Тверским краеведческим музеем. В 1933 — 1962 годах заведовал кафедрой ботаники естественно-географического факультета Калининского пединститута. Автор фундаментального труда «Флора Калининской области».

С историей села Пречистый бор тесно связано имя св. Фаддея архиепископа Тверского и Кашинского. В Тверь владыка Фаддей был переведен в 1928 году.

Неподалеку от города, в селе Пречистый Бор Архиепископ Фаддей снимал дачу и ездил туда, когда хотел поработать. "Многие думают, что я уезжаю на дачу отдыхать, - говорил он, - а я уезжаю работать и ложусь здесь в три часа ночи.
Нужно бы секретаря, но секретаря у меня нет, я все делаю сам".

(Дамаскин (Орловский), иеромонах. Архиепископ Фаддей (Успенский). - "Москва", август, 1996, с. 199)

Люди запросто подходили к нему за советом, даже приходили домой и приезжали на дачу, которую он снимал в летнее время в Пречистом Бору, и он охотно принимал всех нуждающихся в его слове. Владыка Фаддей имел дар предвидения и исцеления.

Проникнуться духом времени, получить представление о беседах, происходивших на даче архиепископа Фаддея можно,

прочитав рассказ Сергия Ильичева "За верность Христу"

От храма Рождества Богородицы осталась лишь разоренная центральная часть - восьмерик на четверике, открытая снегам и дождям, со следами фашистских обстрелов, но сохранившая яркие краски фресок. Храм ждет своих воссоздателей.

Память — грустное наследье,
столько горькой правды в ней.
Новое тысячелетье
от иных растет корней.

Омут темный, серебристый
с окуньками да плотвой,
луг пресветлый, бор пречистый,
вы остались в жизни той —

там, где утром с зыби синей
долетал к нам водный прах,
там, где кладбище святыней
было в розах и крестах,

где еще земная сила
мне сулила столько благ
и прабабкина могила
не осыпалась в овраг...

Сергей Хомутов
"Летящие версты"

MAIN PAGE

Hosted by uCoz